Главная » 2010 » Октябрь » 14 » Занятие №4-5. Техника репертуарных решеток в исследовании познавательных структур
19:13
Занятие №4-5. Техника репертуарных решеток в исследовании познавательных структур

ТЕХНИКА РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК КАК МЕТОД

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

Вопросы для подготовки к занятию

 
1.Основные теоретические положения и принципы, лежащие в основе техники репертуарных решеток (ТРР).
2.Экспериментальная процедура ТРР, ее особенности: а) формирование репертуара элементов; б) способы вызывания конструктов.
3.Обработка и анализ данных: а) репертуарная матрица, ее виды, б) основные показатели: когнитивная дифференцированность, когнитивная интеграция.

Литература

 
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Гл.8. скачать pdf
2. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психол. 1984. №3. С.151-157.
3. Стюарт В. Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе. 1997 (читать)
4.Тарарухина М.И., Ионцева М.В. Техника репертуарных решеток Дж.Келли // Социология: 4М. 1997. № 8. С. 114-138. скачать pdf
5. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. См:(http://practicalthinking.narod.ru/)
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. Глава 9.

 

 

Задание для самостоятельной работы

 

 

Скачать все задание в pdf

 

Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации при использовании техники репертуарных решеток (ТРР). Рекомендуется в процессе подготовки к занятию самостоятельно на себе или на другом испытуемом заполнить репертуарную решетку. Заполнение решетки осуществляется в несколько этапов.

Формирование списка элементов. В случае изучения особенностей межличностных отношений, этот список "ролевых персонажей" может быть следующим: Я сам, мать, отец, супруг, друг того же пола, некто очень нелюбимый, друг противоположного пола, учитель, который оказал значительное влияние, некто, вызывающий жалость, самый нелюбимый политик, брат, сестра, Я сам через 10 лет. Нужно выбрать около 12 фигур, которые кажутся наиболее подходящими для конкретного человека. После того, как "ролевые персонажи" определены, нужно сформировать список триад (по числу конструктов, которые будут выявляться). Так, для выявления 12 конструктов, нужно 12 триад элементов, например: "Я сам - друг противоположного пола - наименее любимый политик". Триады стоит подбирать таким образом, чтобы каждый элемент использовался по крайней мере дважды.

После этого нужно нарисовать в тетради решетку, используя как образец таблицу, приводимую ниже. Кружками в ней обозначены триады: те элементы, которые нужно сравнивать при выявлении конструкта. Экспериментатору необходимо четко объяснить испытуемому (испытуемым) цель исследования и обеспечить, чтобы он был настроен положительно и не возражал, чтобы исследователь хотел узнать его мысли о значимых в его жизни людях. Если по каким-либо причинам испытуемый возражает, то он может выполнять задание самостоятельно.

Далее испытуемый вписывает имена (инициалы) конкретных людей, которые исполняют 12 ролей: это и будут 12 элементов. Важно четко объяснить, чтобы испытуемый оценивал именно конкретного человека, например, своего брата, а не брата вообще. Имя каждого человека должно появиться только один раз. Возможно, некоторые персонажи могут оказаться для испытуемого неподходящими. Из этого затруднения можно выйти двумя способами. Во-первых, предложить испытуемому подумать о таком человеке, которого он мог бы воспринимать как соответствующий ролевой персонаж (например, если у испытуемого нет брата, то можно подумать о таком человеке, которого он воспринимает как брата). Во-вторых, можно предложить другой ролевой персонаж.

Выявление конструктов. Взяв первую триаду, нужно попросить испытуемого подумать о таком свойстве, качестве, по которому два человека из этой тройки сходны между собой и отличаются от третьего. После того, как испытуемый находит такое качество, оно записывается в первую колонку. Свойство, отличающее одного человека от двух других записывается в последнюю колонку. Затем эта процедура повторяется для всех остальных триад. Экспериментатор должен следить за тем, чтобы каждый конструкт был психологической характеристикой и был отличен от тех, что назывались до этого. Если два конструкта выглядят похоже (например, "довольный-сдержанный" и "расслабленный-тревожный"), то нужно спросить испытуемого, не означает ли это для него то же самое. Если это так, то стоит предложить подумать о другом конструкте. Если это невозможно, то можно попробовать сформировать другую триаду. В том случае, когда испытуемый отказывается продуцировать новые конструкты, можно закончить данный этап исследования. При формулировке конструкта также стоит следить за тем, чтобы противоположный полюс формулировался в виде содержательной психологической характеристики, а не в виде простого "отрицания" (не "спокойный-неспокойный", а "спокойный - тревожный" и т.п.).

 

Таблица 1. Пример матрицы для использования в исследовании.

Заполнение решетки. После того, как все конструкты выявлены, надо попросить испытуемого оценить каждого человека (элемент), по каждому из конструктов. Возможны различные варианты оценивания: проранжировать элементы по каждому из конструктов (ранговая решетка); отнесение элемента к одному или к другому полюсу конструкта (решетка "галочек и пробелов"); приписывание каждому элементу определенной оценки в зависимости от степени выраженности у него этого качества (оценочная решетка). В данном варианте ТРР предлагается использовать оценочную решетку. Каждый элемент оценивается следующим образом. Сначала надо предложить испытуемому подумать, какое качество более выражено у оцениваемого человека: то, которое написано справа, или то, которое написано слева? В том случае, если он затрудняется сказать это более или менее определенно, то в соответствующую клетку ставится балл "4" (то есть среднее для семибалльной шкалы). Если испытуемый принимает решение о том, что какое-то из двух качеств выражено у оцениваемого персонажа в большей мере, то надо попросить его оценить насколько сильно выражено у него это качество, используя три градации: сильно, средне, слабо. Баллы приписываются следующим образом: для качества, записанного в первую колонку: сильно - 1; средне - 2; слабо - 3; для качества, записанного в последнюю колонку - сильно - 7; средне - 6; слабо - 5. Например, пусть первый конструкт будет "сдержанный - вспыльчивый" (сдержанный записан в первой колонке, вспыльчивый - в последней). Элемент, который оценивает испытуемый - "Я сам". Допустим, он решает, что более сдержан, чем вспыльчив. Оценивая себя, насколько он сдержан, полагает, что в слабой степени. В таком случае, ему надо записать в соответствующую клетку балл "3". Надо убедиться, что испытуемый хорошо понял эту инструкцию, а также заметить, что балл "4" следует использовать как можно реже.

Обработка и анализ полученной решетки. В общем виде обработка и анализ полученной решетки может проводиться по двум направлениям: 1) выявление взаимосвязей между конструктами; 2) выявление сходства и различий в восприятии элементов.

Взаимосвязи между конструктами могут быть выявлены путем расчета коэффициентов корреляции каждого конструкта с каждым. В итоге получается матрица интеркорреляций 12х12 (для 12 конструктов), содержащая 66 коэффициентов. Ее легко получить используя любой статистический пакет для компьютерного анализа данных. Существуют также специализированные пакеты для обработки репертуарных решеток (см. краткий обзор на англ. языке). Для анализа вручную можно использовать более простые приемы, позволяющие количественно оценить сходство между конструктами (См.: Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. С.279-290).

Для определения сходства между конструктами можно просто посчитать сумму разностей оценок, приписанных по каждому элементу, взятую по абсолютной величине.

Полученные оценки служат показателем меры взаимосвязанности конструктов. При изучении матрицы следует сделать содержательные выводы о том, как именно связаны конструкты в сознании испытуемого, насколько дифференцированной и интегрированной является система конструктов. Кроме этого, весьма полезным является содержательный анализ конструктов. Какие конструкты использует испытуемый? Какие особенности других людей представляются важными и существенными с точки зрения испытуемого? Какие характеристики он считает полезными, пытаясь прогнозировать поведение других людей? Существуют ли конструкты, выражающие сильное неприятие? Выявление сходства и различия в восприятии элементов принципиально строится по той же схеме, только сравниваются не строки, а столбцы матрицы. Вероятно, имеет смысл определить, какие пары ролевых персонажей воспринимаются испытуемым сходным образом, а какие - различным.

В данном случае возможна частичная количественная обработка матрицы: сравниваются лишь те элементы, связь между которыми в наибольшей степени интересует экспериментатора. Например, можно сравнить элемент "Я сам" со всеми остальными, чтобы выяснить, с кем из ролевых персонажей испытуемый идентифицирует себя в наибольшей степени, а с кем - в наименьшей и т.д.

При осуществлении данной процедуры полезно сначала спросить испытуемого (без обращения к решетке) на кого он похож в большей степени, а на кого - в меньшей (или - на кого он хотел бы быть похожим). Сопоставление ответа испытуемого и данных обработки матрицы может послужить основой для рефлексии на предмет совпадения или несовпадения этих двух рядов данных. На основе данных решетки экспериментатор может также построить своего рода "психологический портрет" каждого из оцениваемых персонажей, используя выявленные конструкты. При этом используется описанная выше система градаций: для качества в первой колонке 1-сильно; 2 - средне; 3 - слабо; для качества в последней колонке 7 - сильно, 6 - средне, 5 - слабо. Так, например, если испытуемый оценивает самого себя по шкале "счастливый - несчастный" баллом 1, то он описывается как "очень счастливый", 2 - счастливый и т.п.

В заключение выполнения данного задания составляется комплексная характеристика-заключение об особенностях личности испытуемого на основе применения метода репертуарных решеток.

Задание для размышления. Как можно использовать технику репертуарных решеток в решении следующих исследовательских задач: 1) выявление индивидуальных особенностей восприятия музыкальных произведений, 2) изучение восприятия литературных произведений, 3) исследование особенностей самосознания личности, 4) изучение обыденных (имплицитных) представлений о способностях человека, 3) исследование восприятия киноперсонажей.

 

 

 

Категория: Психология познания | Просмотров: 12712 | Добавил: sey | Теги: психология познания, репертуарные решетки
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]